Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Но что значит "посреди земли"? Разве не должны
творить суд и правду обитатели земных окраин? Кто станет
утверждать подобное? Зачем же так прибавлено? Не будь
этого прибавления, а будь просто сказано: "творит суд и
* правду", заповедь эта яснее относилась бы и к тем и к
другим людям: и к жителям твердой земли, и к обитателям
стран приморских. Но чтобы кто-нибудь не подумал, будто
и после жизни, которая проводится в этом теле, останется
время для того, чтобы творить суд и правду, которой не
творил, пока жил в теле, и иметь, таким образом, воз­
можность избежать божественного суда; то, по моему
мнению, и прибавлено: "посреди земли", т. е . пока каждый
живет в теле. Ибо в этой жизни каждый носит вокруг
себя свою землю, которую, когда умирает человек, прини­
мает общая земля с тем, чтобы возвратить ее, когда он
воскреснет. Поэтому нужно творить суд и правду "посреди
земли", т. е . когда наша душа заключена в этом земном
теле. Это принесет нам пользу впоследствии, когда каждый
получит "соответственно тому, что он делал, живя в теле,
доброе или худое" (II Кор. V, 10). Словами "в теле"
апостол обозначает в этом случае время жизни в теле.
Ибо богохульствующий, например, в злобном уме и в
нечестивом помышлении, когда это не выражается ника­
кими телесными движениями, не останется без вины на
том основании, что не выразил это движением тела, когда
делал это в то время, когда действовало и тело. Таким
же образом может получить соответствующий смысл и
выражение псалма: "Боже, царь мой от века, устрояющий
спасение посреди земли" (Пс. LXXIII, 12). Под Богом
нашим должно разуметь Господа Иисуса, Который прежде
веков, так как Им сотворены века, совершил спасение
наше посреди земли, когда Слово сделалось плотью и
обитало в земном теле.
Затем, после высказанного в приведенных словах Анны
пророчества о том, что хвалящийся должен хвалиться не
собою, но о Господе, в виду воздаяния, имеющего быть
в день суда, (она) говорит: "С небес возгремит на них.
Господь будет судить концы земли"*; говорит в полном
соответствии с символом веры. Так как Господь Христос
187