Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
они проходят, их еще нет; а когда проходят, их уже нет.
Из этого же, то есть: "Дай обет приносящему обет, и
благослови лета праведного", одно есть то, что мы делаем,
а другое — что мы принимаем. Но другое не может быть
принято, если не совершится с Его помощью первое. "Ибо
не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся
с Ним", т. е. тех, которые завидуют человеку, приносящему
обет, и восстают против него, чтобы не дать ему возмож­
ности этот обет исполнить (в силу некоторой двусмыс­
ленности греческого выражения можно понимать под "пре­
пирающимися" и тех, кто препирается с угодными Богу
людьми. Ибо коль скоро Господь стал обладать нами, то
препирающийся, прежде препиравшийся с нами, становится
уже препирающимся с Богом и терпит поражение от нас,
но силами не нашими: Господь делает так, чтобы он
потерпел поражение от святых, которых сделал святыми
святой Господь святых).
А поэтому "да не хвалится премудрый премудростью
своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не
хвалится богатый богатством своим; но да хвалится тот,
кто разумеет и знает Господа, и творит суд и правду
посреди земли"*. Разумеет и знает Господа тот, кто разумеет
и знает, что от Господа дается ему даже и то, что он
Господа разумеет и знает. "Что ты имеешь, — говорит
апостол, —
чего бы не получил? А если получил, что
хвалишься, как-будто не получил?" (I Кор. IV, 7),— т. е .
хвалишься так, будто бы от тебя самого зависело то, чем
ты хвалишься? Суд же и правду творит тот, кто живет
правильно. А живет правильно тот, кто повинуется ве­
лениям Божиим; а "цель же увещания (т. е . то, к чему
сводится повеление) есть любовь от чистого сердца и
доброй совести и нелицемерной веры" (I Тим. 1, 5).
Любовь же эта, как свидетельствует апостол Иоанн, от
Бога (I Иоан. IV, 7). Таким образом, творить суд и правду

это тоже от Бога.
* Этих слои Анны в современном каноническом русском изда­
нии нет.
186