Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/184"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Новый завет, сильно алкая, прошли мимо земли: потому
что ощущают в них вкус не земного, а небесного. И как
бы на вопрос, почему так сделалось, говорит: "Даже
бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает".
Сущность предсказываемого здесь ясна тем, кто знает, что
числом семь обозначается полнота всей вообще Церкви.
Поэтому и апостол Иоанн пишет к семи церквям (Апок.
I, 4), показывая этим, что пишет к полноте одной; и в
притчах Соломоновых, заранее прообразуя это, сказано:
"Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов
его" (Притч. IX, 1). Град Божий был неплоден во всех
народах, пока не родился тот плод, который нам известен.
С другой стороны, мы видим, что земной Иерусалим,
бывший многим в чадах, обессилел. Силой его были сыны
свободной; а так как теперь в нем есть буква, но нет
духа, то, потеряв силу, он изнемог.
"Господь умерщвляет и оживляет"; умертвил ту, которая
была многою в чадах, и оживил эту, бесплодную, которая
родила семерых. Естественнее, впрочем, разуметь, что Он
оживляет тех же, которых умерщвлял. Это как бы повто­
ряется прибавлением: "Низводит в преисподнюю и воз­
водит". К таким обращает речь апостол: "Если вы воскресли
со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную
Бога" (Кол. III, 1); умерщвляются от Господа, во всяком
случае, с пользою для спасения. Им прибавляет апостол:
"О горнем помышляйте, а не о земном"; так как это те
самые, которые, алкая, прошли мимо земли.
"Ибо вы
умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол.
III, 2, 3); вот как спасительно умерщвляет Бог, вот как
тех же самых Он оживляет. Но неужели тех же самых
Он "низводит в преисподнюю и возводит"? То и другое
мы видим исполнившимся на самом Том, Который был
"предан за всех нас" (Рим. VIII, 32). Ибо тогда Он
умертвил Его, а так как Он и воскресил Его из мертвых,
то и оживил; Его же Он низвел в ад, и возвел. Этою
бедностью Его мы обогатились. Ибо "Господь делает
нищим и обогащает".
Чтобы понять, что это значит,
прочитаем дальше: "Унижает и возвышает"; унижает, ко­
нечно, гордых, а возвышает смиренных. Ибо сказанное в
184