Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
собою, а не о Господе. К числу их принадлежат и плотские
Израильтяне, земнородные граждане земного Иерусалима,
которые, как говорит апостол, "не разумея праведности
Божией", т. е. праведности, даваемой человеку Богом,
» Который один праведный и оправдывающий, "и усиливаясь
поставить собственную праведность", т. е. как бы самими
для себя изобретенную, а не от Него полученную, "не
покорились праведности Божией" (Рим. X, 3), потому что
горды и думают, что можно, творя свою, а не Божию
волю, угодить Богу, Который есть Бог ведения, а потому
и судья совести, видящий в ней "мысли человеческие,
что они суетны" (Пс. ХСШ, 11), если они — мысли
человеческие, а не от Него.
"Дела, — говорит, — у Него возвышены".
Какие
разуметь в этом случае дела, как не те, чтобы гордые
падали, а смиренные восставали? Эти начинания она
излагает подробно, говоря: "Лук сильных преломляется, а
немощные препоясываются силою". Преломился лук, т. е.
усилие тех, которые представляются самим себе такими
могущественными, что без дара и помощи Божией, одними
человеческими силами надмеваются исполнить божествен­
ные заповеди; и препоясываются силою те, которые в
глубине души своей взывают: "Помилуй меня, Господи,
ибо я немощен" (Пс. VI, 3). "Сытые работают из хлеба,
а голодные отдыхают"*. Кого разуметь под исполненными
хлеба, как не тех же самых якобы могущественных, т. е .
израильтян, которым было "вверено слово Божие" (Рим.
Ill, 2)? Да, в этом народе дети рабыни уменьшились. Хотя
слово это и не вполне латинское, но им хорошо выражено
то, что они из старших (в роде) сделались меньшими**:
потому что и в самих этих хлебах, т. е . в божественных
словах, которые в свое время из всех народов приняли
одни израильтяне, они ощущают вкус только земного. А
народы, которым закон тот не был дан, — эти народы,
после того, как ознакомились с этими словами через
* У Августина: "Исполненные хлеба уменьшились (minorati sunt)",
а голодные прошли мимо земли".
** Ex majoribus minores facti sunt.
183