Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
за сына, которого испросила молитвой. Но в таком случае,
что хотела она сказать словами: "Лук сильных преломляется,
а немощные препоясываются силою. Сытые работают из
хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает
семь раз, а многочадная изнемогает"? Разве она родила
семь раз, хотя и перестала быть неплодно»? Она родила
только одного сына, когда говорила это; да и после не
родила семи или шести, но всего трех мальчиков, считая
и Самуила, и двух девочек. Потом, когда у того народа
не было еще никакого царя, почему она говорит в
заключение: "И даст крепость царю Своему, и вознесет
рог помазанника Своего"? Откуда взяла она это, если не
пророчествовала?
Итак, провозглашает Церковь Христова, град Царя ве­
ликого, исполненная благодати, обилующая потомством;
провозглашает то, что задолго прежде было предвозвещено
о ней устами этой благочестивой матери: "Возрадовалось
сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем".
Поистине возрадовалось сердце, поистине вознесся рог;
потому что возрадовалось и вознесся не в ней самой, а
в Господе Боге ее.
"Широко разверзлись уста мои на
врагов моих", ибо и в лихую годину слово Божие не
молчит. "Я радуюсь о спасении Твоем". То был Христос
Иисус, о Котором, как читаем в Евангелии, старец Симеон,
увидев еще Младенцем, говорит: "Ныне отпускаешь раба
Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели
очи мои спасение Твое" (Лук. II, 29, 30).
Итак, Церковь провозглашает: "Радуюсь о спасении
Твоем. Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого,
кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш"; "Нет столь
святого, как Господь", ибо никто не бывает свят иначе,
чем через Него. Далее следует: "Не умножайте речей
надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших;
ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него возвышены";
Он знает нас, и знает с той стороны, с какой никто не
знает; потому что "кто почитает себя чем-нибудь, будучи
ничто, тот обольщает сам себя" (Гал. VI, 3). Это говорится
противникам града Божия, принадлежащим к Вавилону,
предубежденным относительно своей силы, хвалящимся
182