Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
благочестием, с каким испросила его. Она говорит: "Воз­
радовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге
моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо
я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святого, как
Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни,
как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие
слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог
ведения, и дела у Него возвышены. Лук сильных прелом­
ляется, а немощные препоясываются силою. Сытые рабо­
тают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная
рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь
умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и воз­
водит. Господь делает нищим и обогащает, унижает и
возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения
возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол
славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли,
и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих
Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою
крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с
небес возгремит на них. Господь будет судить концы
земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог
помазанника Своего" (I Цар. II, 1 — 10).
Неужели же это — просто слова женщины, выражающей
благодарность за рождение сына? Неужели ум человеческий
до такой степени отвращается от света истины, чтобы не
понять, что высказанное превосходит умственные возмож­
ности той женщины, которая это высказала? Далее, тот,
на кого производит надлежащее впечатление сами события,
которые уже начали исполняться в этом земном странст­
вовании, разве не заметит, не усмотрит, не осознает, что
устами этой женщины, само имя которой — Анна, что
в переводе значит благодать, говорит это в пророческом
духе сама христианская вера, сам град Божий, Царем и
Основателем которого есть Христос, сама, наконец, бла­
годать Божия, которой гордые лишаются, и потому падают,
а смиренные исполняются, и потому восстают; о чем,
собственно, и говорится в этом пророчестве?
Возможно, кто-нибудь возразит, что женщина ничего
не предсказывала, а только восторженно благодарила Бога
181