Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/178"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава III
Поэтому, как известные уже нам божественные откро­
вения Аврааму, Исааку и Иакову, и все другие знамения
или пророческие изречения, которые были даны в пред­
шествующих священных Писаниях, так и рстальные про­
рочества со времени царей частью относятся к народу
плоти Авраамовой, частью же — к тому семени его, в
котором получают благословение все народы, сонаследники
Христовы через Новый завет в обладании вечной жизнью
и царством небесным; относятся, следовательно, частью к
служанке, которая рождает в рабство, т. е . к Иерусалиму
земному, который находится в рабстве вместе с сыновьями
своими, частью же к свободному граду Божию, т. е . к
Иерусалиму истинному, в небесах вечному, но сыны ко­
торого, люди, живущие по Богу, странствуют по земле.
Есть, однако же, между этими пророчествами некоторые,
дающие видеть, что они относятся и к той, и другому,

к служанке в собственном смысле, к свободному граду

в образном.
Итак, пророческие изречения суть трех родов: одни
относятся к Иерусалиму земному, другие — к небесному,
а некоторые — к тому и другому вместе. Нахожу нужным
подтвердить свои слова примерами. Посылается пророк
Нафан, чтобы обличить царя Давида в тяжком грехе и
предсказать ему бедствия, которые должны последовать в
будущем. В ком могут возникнуть сомнения, что эти и
другие подобные им божественные изречения, которые
удостоится кто-нибудь услышать или во имя народа, т. е.
ради благосостояния и общественной пользы, или безот­
носительно к народу, по своим личным делам, и которыми
дается знать что-либо из будущего, касающееся временной
жизни, относится к земному граду? Но там, где читаем:
"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с
домом Израиля и с домом Иуды новый завет, — не такой
завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда
взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской;
тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе
с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу
178