Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
частью уже исполнялись обетования Божий относительно
самого народа, — обетования, не только данные тем трем
отцам: Аврааму, Исааку, Иакову, но и данные через
Моисея, с помощью которого этот самый народ был
освобожден из египетского рабства и через которого было
открыто все прошлое в то время жизни его, когда он вел
народ через пустыню. Но обетование Божие относительно
земли Ханаанской, простирающейся от некоей египетской
реки до великой реки Евфрата, не было еще исполнено
ни знаменитым вождем Иисусом Навином, который ввел
этот народ в землю обетования и, победив населявшие ее
народы, разделил ее между двенадцатью племенами, между
которыми повелел разделить ее Бог, и умер; ни после
него во времена судей. Не было об этом и новых про­
рочеств, и оно ожидалось, как долженствующее испол­
ниться. Исполнилось же оно при Давиде и сыне его
Соломоне: царство его было распространено именно на­
столько, насколько обещано (III Цар. IV, 21). И все те
народы они покорили и сделали своими данниками.
При этих царях семя Авраамово устроилось в земле
обетования по плоти, т. е . в земле Ханаанской, именно
так, что из известного земного обетования Божия не
оставалось затем для исполнения ничего, кроме разве того,
что народ еврейский, если бы повиновался законам Господа
Бога своего, пребывал бы в той же самой земле в
неизменном положении посредством смены поколений до
скончания этого земного века, насколько это необходимо
для временного благополучия. Но поелику Бог знал, что
еврейский народ не будет этого делать, то употреблял и
временные наказания для побуждения к упражнению в
этом немногих верных своих и для предостережения, в
чем нужно было предостеречь, тех, которые после имели
быть во всех языках и в лице которых, по откровении
Нового завета, должно было через воплощение Христа
исполниться другое обетование.
177