Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/176"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ком много. Это, во-первых, потому, что Писание, стоящее,
на первый взгляд, при хронологическом повествовании о
царях, их делах и судьбах на строго исторической почве,
оказывается, если надлежащим образом с помощью Духа
Божия его исследовать, имеющим своею задачей более
или, по крайней мере, не менее предвозвещать будущее,
чем возвещать прошедшее. А кому, сколько-нибудь над
этим подумавшему, не понятно, какой потребуется сложный
и обширный труд, сколько нужно будет написать книг,
чтобы все это внимательно изучить и обстоятельно изло­
жить? Далее, и то самое, что имеет вполне ясный вид
пророчества, содержит в себе так много о Христе и о
царстве небесном, которое есть град Божий, что для
раскрытия этого необходим более обширный трактат, чем
какой допускают границы настоящего сочинения. Поэтому
я постараюсь, если смогу, соразмерить свою речь так,
чтобы, продолжая с соизволения Божия это свое сочинение,
не сказать ни слишком много, ни слишком мало.
Глава II
В предыдущей книге мы говорили, что при начале
обетовании Божиих Аврааму ему дано было два таких
обетования: одно, состоявшее в том, что семя его будет
владеть землею Ханаанскою; оно выражается в словах:
"Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца
твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу
от тебя великий народ" (Быт. XII, 1, 2); другое, гораздо
более замечательное, касается не плотского, а духовного
семени, по которому Авраам есть отец не одного Израиль­
ского народа, а всех народов, которые идут по следам его
веры. Последнее обетование начинается словами: "И бла­
гословятся в тебе все племена земные" (Быт. XII, 3). Мы
показали потом и многие повторения этих двух обетовании.
Итак, семя Авраамово, т. е . народ Израильский по
плоти уже находился в земле обетования, и там не только
населял и держал в своей власти города врагов, но и
имел царей, начинал уже царствовать. Этим большею
176