Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/173"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
завет и наша Пасха — Христос был заклан, то в пяти­
десятый день сошел с неба Дух Святый, который в
Евангелии назван "перстом Божиим" (Лук. XI, 20), чтобы
вызвать в нашей памяти воспоминание об этом первона­
чальном прообразовательном событии; ибо и известные
скрижали Закона, по словам Писания, написаны "перстом
Божиим" (Исх. XXXI, 18).
По смерти Моисея народом правил Иисус Навин,
который ввел его в обетованную землю и поделил пос­
леднюю между народом. Этими двумя удивительными
вождями чрезвычайно счастливо и чудесно велись войны;
чем Бог свидетельствовал, что эти победы давались не
столько по заслугам евреев, сколько по грехам тех народов,
которых они одолевали.
После этих вождей были судьи, когда народ уже посе­
лился в земле обетованной. Таким образом, началось уже
исполняться первое обетование Аврааму об одном, т. е.
о еврейском народе и о земле Ханаанской, но еще не о
всех народах и не о всей земле. Последнее имело исполнить
пришествие Христа во плоти и вера евангельская, а не
точное исполнение обрядовых предписаний ветхого Зако­
на. Прообразом этого служило то, что не Моисей, полу­
чивший Закон на горе Синае, ввел народ в землю обе­
тованную, а Иисус (Навин), которому по велению Божию
было изменено и имя, чтобы он назывался Иисус. Во
времена же судей, смотря по грехам народа и по мило­
сердию Божию, чередовались войны то счастливые, то
несчастные.
Мы дошли, таким образом, до времен царей. Первым
из них был Саул; но когда он был отвергнут, когда пал,
пораженный на войне, и когда сам род его был устранен
от вступления членов его на царство, то ему наследовал
Давид, сыном которого преимущественно называется Хри­
стос. В лице Давида дается своего рода исторический
момент и некоторым образом начало молодости народа
Божия: потому что от Авраама до Давида продолжался
как бы юношеский возраст этого народа. Евангелист Мат­
фей не напрасно, конечно, исчисляя поколения, первый
отдел четырнадцати родов отнес к этому промежутку
173