Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/172"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
египетской, род этот увеличился до невероятных размеров
и был угнетаем до такой степени, что одно время убивали
в нем новорожденных младенцев мужского пола; так как
изумлявшиеся египтяне боялись такого чрезмерного при­
роста. Тогда Моисей, тайно спасенный от детоубийц,
вступает, поскольку Бог приготовляет чрез него великие
события, в царский дом, и будучи воспитан и усыновлен
дочерью фараона (это было общее имя всех египетских
царей), становится, таким образом, великим мужем, и этот
род, чудесным образом размножившийся, освобождает от
жесточайшего и тяжелейшего ига рабства, или, вернее,
освобождает через него Бог, Который обещал это Аврааму.
Но сперва Моисей бежит оттуда, потому что, защищая
израильтянина, убил египтянина и устрашился. Потом,
посланный свыше, он силою Святого Духа победил сопро­
тивлявшихся ему фараоновых магов.
В то же самое время им были нанесены египтянам
десять достопамятных казней за то, что они не хотели
отпустить народ Божий: вода, обращенная в кровь, жабы
и мошки, песьи мухи, мор скота, гнойные раны, град,
саранча, тьма, смерть первенцев. В заключение египтяне
были потоплены в Чермном море, когда, побежденные
столькими и такими казнями, отпустили было израильтян,
но снова погнались за ними. Ибо уходившим разделенное
море открыло дорогу, а этих, преследовавших, возвращав­
шаяся на свое место вода поглотила. После этого народ
Божий в продолжение сорока лет странствует под пред­
водительством Моисея в пустыне. В это время узаконена
Скиния Завета, где Бог был почитаем жертвоприноше­
ниями, возвещавшими будущее. Это, впрочем, было уже
после того, как дан был Закон на горе, при наводящих
ужас явлениях; ибо Божество проявляло себя очевиднейшим
образом чудесными знамениями и голосами. Последнее
совершилось вскоре по исходе из Египта и вступления
народа в пустыню, через пятьдесят дней после празднования
Пасхи закланием агнца. Агнец этот до такой степени был
образом Христа, возвещавшим, что Он путем жертвы
страдания прейдет от мира сего к Отцу (ибо Пасха
по-еврейски значит "переход"), что когда открылся Новый
172