Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Церковь? "Блестящи очи его от вина": это духовные Его,
упоенные тою чашею Его, которую воспевает псалом:
"Чаша моя преисполнена" (Пс. XXII, 5); "Белы зубы от
молока", — молока, которое у апостола пьют младенцы:
пьют слова, питающие их, так как они не способны к
твердой пище (I Кор. III, 2). Итак, Он есть Тот, в Котором
отложены были обетования Иуды, до исполнения которых
не оскудевали от этого племени князья, то есть цари
Израильские.
Глава XLII
Как в двух сыновьях Исаака, Исаве и Иакове, были
представлены образы двух народов — иудеев и христиан
(хотя касательно плотского происхождения, от семени
Исава произошли не иудеи, а идумеи, а от Иакова не
христианские народы, а иудеи: потому что значение образа
выражается только в сказанном: "Больший будет служить
меньшему"); так же случилось это и с двумя сыновьями
Иосифа: старший послужил образом иудеев, младший —
христиан. Когда Иаков благословлял их, возлагая правую
руку на младшего, бывшего под левой, левую же возлагая
на старшего, который был под правой, то отцу их тяжело
было видеть это, и он обратил на это внимание своего
отца, как бы желая исправить его ошибку, и указал ему,
который из них старший. Но Иаков не захотел переменить
рук, а сказал: "Знаю, сын мой, знаю, и от него произойдет
народ, и он будет велик; но меньший его брат будет
больше его, и от семени его произойдет многочисленный
народ" (Быт. XLVI1I, 19). И в этом случае указывается
на два известные обетования. Не очевидно ли, что по
этим двум обетованиям в семени Авраама содержится и
народ Израильский, и вся земля, — тот по плоти, эта
по вере?
Глава XLIII
По смерти Иакова, а также и Иосифа, в продолжение
остальных ста сорока четырех лет до исхода из земли
171