Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/170"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
то, по исключении прочих, предстает пред нами Иуда,
ибо Христос — от колена Иуды. Выслушаем же, поэтому,
как Израиль пророчески благословил Иуду, когда, умирая
в Египте, благословлял своих сыновей: "Иуда! тебя вос­
хвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих;
поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с
добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как
лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр
от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет
Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает
к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего
винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою,
и в крови гроздьев одеяние свое. Блестящи очи его от
вина, и белы зубы от молока" (Быт. XLIX, 8 — 12).
Это я объяснил в споре против Фавста манихея*; и
полагаю достаточно, насколько пророческий смысл места
ясен сам по себе. Здесь предсказана и смерть Христа
словом "сон", а именем льва — смерть не по необ­
ходимости, а по власти. Такую власть сам Он возвещает
в Евангелии, когда говорит: "Имею власть отдать ее (жизнь)
и власть имею опять принять ее" (Иоан. X, 18). Так
зарыкал лев, так и исполнил, что сказал. К Его власти
относится и то, что сказано о воскресении: "Кто поднимет
его?" Никто, т. е . никто из людей, кроме Его Самого,
сказавшего о теле Своем: "Разрушьте храм сей, и Я в
три дня воздвигну его" (Иоан. II, 19). Сам род смерти,
то есть вознесение на крест, выражается одним словом
"поднимается".
А что прибавляется: "Преклонился он,
лег",

это объясняет евангелист, когда говорит: "И,
преклонив главу, предал дух" (Иоан. XIX, 30). Разумеется,
пожалуй, и фоб Его, в котором Он возлежал спящим, и
из которого никто из людей не воздвиг Его, как воздвигали
пророки или сам Он других, но Сам, как от сна, восстал.
Далее, одежда Его, которую Он омывает в вине, то есть
очищает от грехов в крови своей: таинство, которое знают
все крещенные, почему и прибавляется: "В крови гроздьев
одеяние свое",

что такое эта одежда Его, как не
* Contra Faust. Man. lib. XII, cap. 42 .
170