Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/169"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
менее чем девяти лет. Но под приходом Иакова в Египет,
когда под этим понимается переселение семидесяти пяти
душ, разумеется, несомненно, не один день или год, а
все то время, пока жил Иосиф, который и был причиной
переселения. Ибо о самом Иосифе то же самое Писание
говорит так: "И жил Иосиф в Египте сам и дом отца
его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф
детей у Ефрема до третьего рода". Упомянутый правнук
его от Ефрема и есть этот третий. Говоря о третьем роде,
Писание разумеет сына, внука и правнука. Далее говорится:
"Также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились
на колена Иосифа" (Быт. L, 22, 23). И это тоже внук
Манассии, правнук Иосифа. Назван он во множественном
числе по обычаю Писания: оно и одну дочь Иакова
назвало дщерьми. Это свойственно и латинскому языку,
в котором дети зовутся сыновьями, хотя бы их было не
более одного. Итак, если выставляется на вид личное
счастье Иосифа, заключавшееся в том, что он смог увидеть
своих правнуков, то никоим образом не следует думать,
будто они существовали уже на тридцать девятом году
жизни своего прадеда Иосифа, когда пришел к нему в
Египет отец его, Иаков. В заблуждение вводит менее
внимательных читателей выражение Писания: "Вот имена
сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья
его" (Быт. XLVI, 8). Это сказано в том смысле, что всех
их вместе с ним считалось семьдесят пять душ, а не в
том, чтобы все они уже были, когда он входил в Египет.
Под приходом, как я уже сказал, разумеется все время,
в продолжение которого жил Иосиф, введший его в Египет.
Глава XLI
Итак, если, имея в виду народ христианский, в лице
которого странствует град Божий на земле, мы станем
искать плоть Христа в семени Авраама, то, по исключении
сыновей его от наложниц, предстает пред нами Исаак;
если в семени Исаака, то, по устранении Исава, предстает
Иаков, он же и Израиль; если же в семени самого Израиля,
169