Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
пересиливал, прикоснулся к жиле бедра его, и таким
образом отпустил его хромым (Быт. XXXII, 24 — 29).
Итак, один и тот же Иаков получил и благословение, и
хромоту: благословение в лице тех, которые из его же
народа уверовали во Христа, а хромоту — в лице неверных.
Ибо жила бедра означает многочисленность рода; а много
есть людей в том племени, о которых пророчески пред­
сказано: "...трепещут в укреплениях своих" (Пс. XVII, 46).
Глава XL
Рассказывается, что с Иаковом вошло в Египет семьдесят
пять* человек, считая его самого с сыновьями (Быт. XLVI,
27). Женщин в том числе упоминается только две, одна
дочь, другая внучка. Но если рассмотреть дело внимательно,
то в день или год вступления Иакова в Египет потомство
его не доходило до этого числа. Упоминаются, например,
правнуки Иосифа, которые никак не могли жить уже в
то время; ибо Иакову тогда было сто тридцать лет, а
сыну его, Иосифу, тридцать девять. Так как известно, что
Иосиф женился на тридцатом или даже более чем на
тридцатом году своей жизни (Быт. XLI, 45, 46), то каким
образом он мог через девять лет иметь правнуков от
сыновей, рожденных от одной и той же жены?
Итак, если сыновья Иосифа, Ефрем и Манассия, не
имели даже детей, и Иаков, вошедши в Египет, застал
их менее чем девятилетними отроками, то каким образом
в числе тех семидесяти пяти, которые вместе с Иаковом
вошли в Египет, упоминаются не только сыновья, но и
внуки их? Ибо там упоминается и о Махире, т. е. Галааде,
внуке Манассии, правнуке Иосифа. Есть в том числе и
рожденный от Ефрема, другого сына Иосифова, Суталаам,
внук Иосифа; и сын самого Суталаама, Едем, внук Ефрема,
правнук Иосифа. Все они никоим образом не могли жить
в то время, когда Иаков пришел в Египет и застал сыновей
Иосифа, своих внуков, дедов упомянутых здесь, отроками
* В coupe мен ном издании — семьдесят.
168