Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
он родил двенадцать сыновей и одну дочь, хотя божест­
венное Писание показывает, что ни одной не вожделел
он непозволительным образом. Приходил он взять одну;
но когда ему подставлена была вместо одной другая, он
не бросил и эту, чтобы не показалось, будто он хотел
сделать ее предметом осмеяния, употребив ее по неведению
ночью. А так как никакой закон в то время не запрещал,
ради умножения потомства, иметь много жен, он взял и
ту, которой одной, как будущей супруге, дал обещание.
Когда эта оказалась неплодной, она дала мужу своему
служанку, чтобы получить от нее себе сыновей; по примеру
ее поступила и старшая сестра, хотя и имевшая детей, но
желавшая увеличить потомство. Сам Иаков, как видно из
Писания, не желал более одной жены и сочетался со
многими только по обязательности рождения детей, сох­
ранив права супружества; так что он и не сделал бы этого,
если бы жены его, имевшие над телом мужа своего
законную власть, столь настойчиво не требовали этого от
него. Таким образом, он родил от четырех жен двенадцать
сыновей и одну дочь. Потом он вошел в Египет благодаря
сыну своему Иосифу, который, будучи продан завист­
ливыми братьями, был отведен туда и там возвысился.
Глава XXXIX
Как я заметил несколько выше, Иаков называется еще
Израилем, — именем, которое по преимуществу удержал
за собою произошедший от него народ. Имя это дал ему
ангел, который на обратном пути его из Месопотамии
боролся с ним, ясно представляя собою образ Христа. Что
Иаков поборол Его, по Его же изволению, чтобы этим
обозначить таинство, — это ничто иное, как страдание
Христа, во время которого иудеи представляются осилив­
шими Его. Тем не менее, от того же ангела он испросил
благословение, и наречение его упомянутым именем и
было этим благословением. Израиль в переводе значит:
видящий Бога; что и будет последнею наградой всем
святым. Кроме того, тот же ангел, когда Иаков как бы
167