Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
пришел на одно место, и остался там ночевать, потому
что зашло солнце. И взял один из камней того места, и
положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел
во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается
неба; и вот, Ангелы Божий восходят и нисходят по ней.
И вот, Господь стоит на ней и говорит; Я Господь, Бог
Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой
ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет
потомство твое, как песок земный; и распространишься
к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и
благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные.
И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты не
пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю
тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков
пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь
присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и
сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом
Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром,
и взял камень, который он положил себе изголовьем, и
поставил его памятником; и возлил елей на верх его. И
нарек имя месту тому: Вефиль*" (Быт. XXVIII, 10 — 19).
Все это имеет значение пророчества. И Иаков возлил
елей на камень не по обычаю идолопоклонников, как бы
делая камень богом; ибо он не поклонился этому камню
и не принес ему жертвоприношения: но так как имя
Христа производится от хрисмы, то есть помазания, то,
несомненно, здесь было прообразовано нечто, относящееся
к великому таинству. О камне этом, очевидно, напоминает
нам сам Спаситель наш в Евангелии. Сказав о Нафанаиле:
"Вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства",
Он в том же самом месте, — поелику Израиль, он же
Иаков, видел упомянутое видение, — говорит: "Истинно,
истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым
и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну
Человеческому" (Иоан. I, 47, 51).
Пришел Иаков в Месопотамию за женой, но там
пришлось ему получить сразу четырех жен, от которых
* Дом Божий.
166