Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/165"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
стал бы ожидать в этом случае скорее проклятия со
стороны разгневанного? О, дела, совершавшиеся в действи­
тельности, но совершавшиеся пророчески; совершавшиеся
на земле, но по небесному; совершавшиеся людьми, но
божественным образом! Если начать разбирать частности,
плодовитые такими таинствами, то придется написать много
книг. Необходимость же дать настоящему труду умеренные
границы побуждает нас торопиться к другому.
Глава XXXVIII
Родители посылают Иакова в Месопотамию, чтобы он
там взял себе жену. Вот напутственные слова его отца:
"Не бери себе жены из дочерей Ханаанских. Встань, пойди
в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и
возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери
твоей. Бог же всемогущий да благословит тебя, да расплодит
тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество
народов; и да даст тебе благословение Авраама, тебе, и
потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю
странствования твоего, которую Бог дал Аврааму" (Быт.
XXVIII, 1 — 4). Здесь мы уже видим, что семя Иакова
отделяется от другого семени Исаака, которое шло чрез
Исава. Ибо, когда сказано было: "В Исааке наречется
тебе семя" (Быт. XXI, 12), несомненно принадлежащее
граду Божию, то этим самым выделено было и другое
семя, шедшее через сына рабыни, равно и то, которое
должно было возродиться в сыновьях Хеттуры. Но сущес­
твовало пока сомнение относительно двух близнецов Иса­
ака: на обоих ли, или на одного из них, и если на одного,
то на кого именно простиралось известное благословение.
Теперь это объясняется, ибо отец пророчески благословляет
Иакова и говорит ему: "Да будет от тебя множество
народов; и да даст тебе благословение Авраама, тебе, и
потомству твоему с тобою".
Отправившись после этого в Месопотамию, Иаков по­
лучил во сне предсказание, о котором написано так:
"Иаков же вышел из Вирсавии, и пошел в Харран, и
165