Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А каково само благословение? Исаак говорит: "Вот,
запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил
Господь. Да даст тебе Господь от росы небесной и от
тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе
народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином
над братьями твоими, и да поклонятся тере сыны матери
твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие
тебя — благословенны!" (Быт. XXVII, 27 — 29). Итак,
благословение Иакова — прославление Христа во всех
народах. Это есть, это совершается. Исаак — это закон
и пророчество: они даже устами иудеев, как бы без
собственного ведома, потому что остаются непонятыми,
благословляют Христа. Запахом имени Христова наполня­
ется мир, как нива. В нем это благословение "от росы
небесной", т. е. от дождя божественных слов, "и от тука
земли", т. е. от собрания народов. У Него множество
хлеба и вина, т. е. то множество, которое представляет
собою хлеб и вино в таинстве тела и крови Его. Ему
служат народы. Ему поклоняются князья. Он — господин
брата своего, ибо народ Его господствует над иудеями.
Ему поклоняются сыновья отца Его, т. е. сыновья Авра­
ама по вере, потому что и сам Он — сын Авраама по
плоти. Проклинающий Его, проклят, и благословляющий
Его, благословен. Говорю, что Христос наш благословля­
ется, т. е. истинно называется даже устами иудеев, которые,
хотя и заблуждаются, но все же поют псалмы и Пророков;
а другой, которого они в заблуждении своем ожидают,
только кажется благословляемым.
Вот старший брат начинает просить обещанного бла­
гословения. Ужаснулся Исаак, и узнав, что благословил
одного вместо другого, удивляется и расспрашивает, кто
это был. Однако же он не жалуется, что был обманут;
напротив, получив тотчас же в глубине души своей откро­
вение о великом таинстве, устраняет негодование, под­
тверждает благословение. "Кто же это, — сказал он, —
который достал дичи и принес мне, и я ел от всего,
прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и
будет благословен" (Быт. XXVII, 33). Делайся это не по
небесному вдохновению, а по обычаю земному, — кто не
164