Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
потомству твоему все земли сии; благословятся в семени
твоем все народы земные. За то, что Авраам послушался
гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было
соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои"
(Быт. XXVI, 1 — 5). Этот патриарх не имел ни второй
жены, ни наложницы, а довольствовался потомством из
двух близнецов, родившихся от одного ложа. Точно также
и он боялся за красоту своей супруги, когда жил между
чужими, и поступил как отец, назвав ее сестрою и умолчав,
что она ему жена: потому что и она была ему ближнею
по отцовской и материнской крови; и она точно также
осталась неприкосновенной, когда чужеземцы узнали, что
она ему жена.
Тем не менее, мы не должны ставить его выше отца
его на том основании, что он не знал другой женщины,
кроме одной супруги. Ибо нет никакого сомнения, что у
отца его были более важные заслуги веры и послушания,
причем настолько большие, что Бог говорил, что только
ради его отца Он делает ему то добро, какое делает:
"Благословятся в семени твоем, — сказал Он, — все
народы земные. За то, что Авраам послушался гласа Моего
и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: пове­
ления Мои, уставы Мои и законы Мои". И опять же, в
другом откровении: "Не бойся, ибо Я с тобою; и благос­
ловлю тебя, и умножу потомство твое, ради Авраама, раба
Моего" (Быт. XXVI, 24). Из этого мы должны понять,
как целомудренно поступал Авраам в том, что людям
бесстыдным и старающимся найти непотребству своему
опору в святых Писаниях кажется делом похоти. Сверх
того, мы должны знать, что людей следует сравнивать
одного с другим не по одиночному какому-нибудь в них
добру, а в каждом брать во внимание все. Может случиться,
что в жизни и нравах одного человека есть нечто такое,
чем он превосходит другого, и это нечто гораздо пред­
почтительнее, чем то, чем возвышается над ним другой.
Поэтому, на здравый и истинный взгляд, хотя воздержание
и предпочитается супружескому состоянию, однако человек
верный, состоящий в супружестве, достойнее неверного,
но воздерживающегося. Неверный человек не только менее
162