Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/161"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
различных народа произойдут из утробы твоей; один народ
сделается сильнее другого, и больший будет служить мень­
шему" (Быт. XXV, 23). Апостол Павел видит в этом
великое доказательство благодати: потому что еще до
рождения их, прежде чем они сделали что-нибудь доброе
или дурное, безо всяких заслуг избирается меньший, а
больший отвергается (Рим. IX, 11 — 13). Ибо не подлежит
сомнению, что относительно первородного греха они оба
были равны, а греха собственного ни тот, ни другой не
совершили никакого. Но в настоящее время говорить об
этом предмете подробнее не дозволяет задача предпринятого
нами труда, тем более, что в других сочинениях мы уже
многое сказали об этом.
А что сказано: "Больший будет служить меньшему", то
почти никто из наших иначе и не понимал этого, как в
том смысле, что старший народ, Иудейский, будет служить
младшему народу, христианскому. И действительно, хотя
это может казаться исполнившимся на народе И дум ей с ком,
произошедшем от старшего (который назывался Исавом
и Едомом, откуда и идумеи); так как впоследствии их
должен был победить и подчинить своей власти народ,
произошедший от меньшего, т. е . народ Израильский: тем
не менее, естественнее верится, что это пророчество имеет
в виду нечто более важное. А что это, как не то, что
наглядно исполняется на иудеях и христианах?
Глава XXXVI
Получил такое же откровение, какое несколько раз
получал отец его, и Исаак. Об этом откровении написано
так: "Был голод в земле, сверх прежнего голода, который
был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю
Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал:
не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе.
Странствуй по сей земле; и Я буду с тобою, и благословлю
тебя: ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии, и
исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему.
Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам
161