Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/160"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
(Быт. XVI, 3). И о Хеттуре, взятой им по кончине Сарры,
читаем: "И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру" (Быт.
XXV, 1). Здесь обе они называются женами. А далее обе
оказываются наложницами. После Писание говорит: "И
отдал Авраам все, что было у него, Исааку. А сынам
наложниц, которые были у Авраама, дал ^Авраам подарки,
и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни
своей, на восток, в землю восточную" (Быт. XXV, 5, 6).
Итак, и сыны наложниц имеют некоторые дары; но в
обетованное царство не переходят ни еретики, ни плотские
иудеи, потому что другого наследника, кроме Исаака, нет,
и "не плотские дети суть дети Божий; но дети обетования
признаются за семя" (Рим. IX, 8), о котором сказано: "В
Исааке наречется тебе семя" (Быт. XXI, 12). И я не вижу,
по чему иному Хеттура, взятая в замужество по смерти
жены, называется наложницей, как не в силу именно этой
тайны. Но и те, которые не желают видеть этого в данных
предзнаменованиях, пусть не порицают Авраама. Разве не
может быть так, что в этом случае дано предостережение
будущим еретикам, противникам вторых браков, тем, что
на примере самого отца многих народов показано, что по
кончине супруги вступать снова в брак не есть грех? И
умер Авраам в сто семьдесят пять лет. Следовательно, он
оставил сына Исаака семидесяти пяти лет, ибо родил его
на сотом году жизни.
Глава XXXV
Теперь перейдем к рассмотрению временных судеб града
Божия в потомстве Авраамовом. Итак, в период жизни
Исаака, начиная с первого года ее и до шестидесятого,
когда родились у него сыновья, достойно замечания сле­
дующее. Когда, вследствие молитв его к Богу, чтобы
неплодная жена его родила, Господь соизволил дать ему
просимое, и жена его зачала, то близнецы, будучи еще в
утробе матери, производили сильные движения. Терпя от
этого болезненные ощущения, она вопросила Господа, и
получила ответ: "Два племени во чреве твоем, и два
160