Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Но выслушаем лучше божественные слова, сказанные
ангелом. Писание говорит: "И простер Авраам руку свою,
и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел
Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам!
Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей
на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю,
что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, един­
ственного твоего, для Меня". Сказано "теперь Я знаю" в
том смысле, что теперь это сделалось известным; ибо Бог
знал это и прежде. Затем, по принесении в жертву вместо
сына Исаака овна, Писание говорит: "И нарек Авраам
имя месту тому: Иегова-ире (Господь усмотрит). Посему
и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится". Подобно
тому, как там сказано "теперь Я знаю" вместо "теперь Я
сделал это известным"; так и здесь: "Господь усмотрит",
вместо: "Господь явился", т. е . сделал Себя видимым. "И
вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и
сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты
сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного
твоего, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая
умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на
берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
и благословятся в семени твоем все народы земли за то,
что ты послушался гласа Моего" (Быт. XXII, 10 — 18).
Таким образом, это обетование Божие о призвании народов
в семени Авраама после всесожжения, означавшего Христа,
подтверждено было еще и клятвой. Часто обещал Бог
прежде, но никогда не клялся. А что значит клятва
истинного и праведного Бога, как не подтверждение обе­
тования и некоторый укор неверующим?
После этого умерла Сарра на сто двадцать седьмом
году своей жизни и на сто тридцать седьмом году жизни
своего мужа. Последний был старше ее десятью годами.
Так говорит он сам, когда ему обещан был от нее сын:
"Неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяносто­
летняя, неужели родит?" (Быт. XVII, 17). В это время
Авраам купил поле, на котором похоронил жену. Следо­
вательно, именно в это время, по словам Стефана (Деян.
VII, 4), он и поселился в той земле, потому что сделался
158