Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXXI
После этого по обетованию Божию у Авраама родился
от Сарры сын, которого он назвал Исааком, что в переводе
значит смех. Ибо в радостном удивлении смеялся и отец,
когда он был ему обещан, смеялась в радостном сомнении
и мать, когда он снова был обещан вышеупомянутыми
тремя мужами; хотя смех последней не был одобрен
ангелом, потому что, будучи даже радостным смехом, он
не соединялся с полнотою веры. Потом она была утвер­
ждена в вере тем же самым ангелом. От этого-то и получил
свое имя отрок. Когда Исаак родился и был назван этим
именем, сама Сарра показала, что смех этот клонился не
к осмеянию чего-либо позорного, а к выражению радости;
ибо она сказала тогда: "Смех сделал мне Бог; кто не
услышит обо мне, рассмеется" (Быт. XXI, 6). Через не­
которое время изгоняется из дома служанка со своим
сыном и дается, согласно апостолу, преобразование двух
заветов, Ветхого и Нового; причем Сарра представляет
собою образ вышнего Иерусалима, града Божия.
Глава XXXII
В числе прочего, о чем рассказывать было бы слишком
долго, Авраам подвергается искушению повелением умерт­
вить этого любимейшего своего сына Исаака, чтобы бла­
гочестивое послушание его сделалось очевидным, — оче­
видным не для Бога, а для последующих веков. Не всякое
искушение заслуживает порицания. Есть искушения, ко­
торые должны приниматься с радостью, так как ими
испытывается добродетель. И по большей части душа
человеческая не в состоянии бывает уяснить себя себе же
самой иначе, как отвечая на вопросы, задаваемые ее же
собственным силам не словом, а опытом, своего рода
искушением; если же в этом признает она дело Божие,
тогда она благочестива, укрепляется силою благодати и не
надмевается суетным тщеславием. Авраам, несомненно,
отнюдь не думал, что Бог находит удовольствие в чело-
156