Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сильный, и благословятся в нем все народы земли" (Быт.
XVIII, 18). И в этом определении кратчайшим и полнейшим
образом изречены два прежние обетования: относительно
народа Израильского по плоти, и относительно всех народов
по вере.
Глава XXX
Когда после этого обетования Лот был выведен из
Содома и сошел с неба огненный дождь, то была обращена
в пепел вся та область нечестивого города, в котором
бесстыдство среди мужчин настолько вошло в обычай,
насколько законы предоставляют обыкновенно свободу
иным действиям. И это наказание содомлян было прооб­
разом будущего суда божественного. Ибо какой имеет
смысл запрещение со стороны ангелов освобожденным
озираться назад, как не тот, что если мы желаем избежать
последнего суда, то не следует возвращаться душою к
ветхой жизни, которой совлекается возрожденный дейст­
вием благодати? Поэтому и жена Лота осталась на том
месте, с которого оглянулась, и обратившись в соль,
представила собою для верных своего рода приправу, чтобы
умудрить их относительно того, что им надлежит опасаться
этого примера.
После этого Авраам в Гераре перед царем того города
Авимелехом снова поступил по отношению к жене своей
так, как поступил в Египте, и подобным же образом она
была возвращена ему неопороченной. Когда царь стал
укорять Авраама за то, что тот не сказал о том, что она
ему жена, а назвал сестрою, то, указывая причину своего
опасения, Авраам прибавил и следующее: "Да она и
подлинно сестра мне; она дочь отца моего" (Быт. XX,
12). По отцу она, действительно, была сестрой Аврааму,
и с этой стороны была ему родственницей. Красота же
ее была столь велика, что и в тогдашнем своем возрасте
она могла внушать любовь.