Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
троих, а обращался в единственном числе только к Господу,
как написано: "Вот, три мужа стоят против него. Увидев,
он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился
до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение
пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" (Быт.
XVIII, 2, 3), и т. д .; то почему же они не обращают
внимания на то, что содомлян пошли истребить только
двое из них, между тем как Авраам продолжал говорить
с одним, называя его Господом и ходатайствуя, чтобы
праведного Он не погубил с нечестивым? Ведь и тех двоих
Лот также называл в своем разговоре с ними в единственном
числе Господом. Хотя он обращался к ним и во множес­
твенном числе, говоря: "Государи мои! зайдите в дом раба
вашего", — и прочее, о чем там упоминается; но зато
после читаем: "Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение
пред очами Твоими", и прочее. После этих слов и Господь
отвечает ему в единственном числе, хотя был в лице двух
ангелов: "Вот, в угодность тебе Я сделаю и это", и т. д .
(Быт. XIX, 2 — 21).
Поэтому гораздо вероятнее, что и Авраам в трех, и
Лот в двух мужах видели того же Господа, с которым
говорили в единственном числе; хотя и думали, что это
люди. Последнее было причиной того, что они приняли
их именно так, т. е. что служили им как смертными,
нуждающимся в человеческом отдохновении; но при этом,
без всякого сомнения, в них, хотя и подобных людям,
было видимо такое превосходство, что оказывавшие им
гостеприимство не могли сомневаться, что в них пребывал
Господь, как обыкновенно пребывал в пророках; поэтому-то
они называли их самих во множественном числе, а Господа
в лице их — в единственном. А что это были ангелы, о
том свидетельствует Писание не только в книге Бытия,
где об этом рассказывается, но и в послании к Евреям,
в том месте, где хвалится гостеприимство: "Страннолюбия
не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали
гостеприимство Ангелам" (Евр. XIII, 2). Итак, через этих
трех мужей, при вторичном обещании Аврааму от Сарры
сына Исаака, высказано было и такое божественное опре­
деление: "От Авраама точно произойдет народ великий и
154