Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/153"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
от юноши она родить может, а от старика — нет; хотя
тот же самый старик еще мог бы родить, но только от
молодой девицы, как Авраам, по кончине Сарры, смог
родить от Хеттуры, так как взял ее еще в пылком возрасте.
В этом-то апостол и видит чудесную сторону, это он
имеет в виду, когда говорит, что тело у Авраама "уже
омертвело" (Рим. IV, 19); потому что не от всякой
женщины, которая доживала последние дни периода пло­
дородия, он мог еще родить, будучи сам в таком возрасте.
Омертвелость плоти мы здесь должны разуметь только
относительно чего-либо одного, а не всего. Если бы
относительно всего, то это был бы уже труп, а не дряхлое
тело живого. Решают, впрочем, этот вопрос и в том
смысле, что Авраам был в состоянии родить потом от
Хеттуры потому, что дар рождения, полученный им от
Господа, остался у него и по кончине жены. Но мне
кажется, что предлагаемое нами решение лучше. Ибо, хотя
всякий столетний старик нашего времени не может уже
родить ни от какой женщины, но в то время, когда жили
еще так долго, сто лет еще не делали человека дряхлым
стариком.
Глава XXIX
Затем снова Господь явился Аврааму у дубравы в Мамре
в образе трех мужей, которыми, без сомнения, были
ангелы; хотя некоторые полагают, что одним из них был
Господь Христос, утверждая, что Он мог быть видимым
еще до облечения во плоть*. Конечно, божественной власти
и невидимой, бестелесной, неизменяемой божественной
природе доступно открываться взорам смертных безо вся­
кого со своей стороны изменения, — открываться не тем,
что она есть, а под чем-нибудь таким, что ей подвластно.
А что ей не подвластно? Но если только потому утверждают,
что между этими тремя был Христос, что Авраам видел
* Так учили, и частности, Тертуллиан ("О плоти Христа", гл. 6;
"Против иудеев", гл. 9; "Против Маркиона", кн. 2, гл. 27; кн. 5,
гл. 9), Иустин Мученик ("Разговор с Трифоном иудеем"), Ириней,
Е все вий.
153