Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
отыщет какой-нибудь такой оборот речи, в котором бы
без особой несообразности выражалась мысль, что младенец
потому нарушил завет, что он нарушен хотя и не им, но
в нем. Но и в этом случае следует принять в соображение,
что душа необрезанного дитяти, неповинная в личной
небрежности, не подвергалась бы несправедливой гибели,
если бы не была повинна в первородном грехе.
Глава XXVIII
Итак, когда было дано такое великое и такое вра­
зумительное обетование Аврааму, которому яснейшим об­
разом было сказано: "Я сделаю тебя отцом множества
народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от
тебя народы, и цари произойдут от тебя... Я благословлю
ее (Сарру), и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и
произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от
нее", — обетование ныне на наших глазах исполнившееся
во Христе, то вслед затем эти супруги в Писании уже не
называются, как назывались прежде: Аврам и Сара, но
так, как называли мы их с самого начала, руководствуясь
их общепринятыми именами: Авраам и Сарра. Причина
перемены имени Авраама прямо оговаривается: "Я сделаю
тебя отцом множества народов".
Имя Авраам, следова­
тельно, имеет именно это значение. Аврам же, как он
назывался прежде, в переводе значит: высокий отец. При­
чины перемены имени Сарры не указано, но, как говорят
занимавшиеся толкованием еврейских имен, содержащихся
в этих священных Писаниях, имя Сара в переводе значит:
госпожа моя, а имя Сарра: сила. Поэтому и написано в
послании к Евреям: "Верою и сама Сарра (будучи неплодна)
получила силу к принятию семени" (Евр. XI, 11).
Оба они, как свидетельствует Писание, были стариками;
но она сверх того была и неплодна; и месячные очищения
у нее уже прекратились: так что она не могла бы уже
рождать, если бы даже и не была неплодной. Далее, если
женщина преклонного возраста находится в таком состо­
янии, что обычное женское у нее еще продолжается, то
152