Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который
вы должны соблюдать между Мною и между вами и между
потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь
мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие
будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней
от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий
младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный
за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не
от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный
в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет
Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же
мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей,
истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил
завет Мой. И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не
называй Сарою; но да будет имя ей: Сарра. Я благословлю
ее, и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут
от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал
Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе:
неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя,
неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил
был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал: именно Сарра,
жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя:
Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным, и
потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя:
вот, Я благословлю его, и возвращу его, и весьма, весьма
размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу
от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком,
которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой
год" (Быт. XVII, 1 — 21).
На этот раз уже явственнее даются обетования о
призвании народов в Исааке, т. е . сыне обетования,
который служит образом благодати, а не природы, потому
что обещается сын от старика и старухи, к тому же и
неплодной. Хотя Бог устраивает рождение и естественным
путем, но где, при повреждении и бездействии природы,
очевидно действие Божие, там естественнее разуметь дейст­
вие благодати. А так как это имело совершиться не через
рождение, а через возрождение, то вместе с обетованием
сына от Сарры было заповедано и обрезание. А что Бог
149