Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
будет великая скорбь, какой не было от начала мира
доныне, и не будет" (Мф. XXIV, 21).
Сказанное же Аврааму: "Потомки твои будут пришель­
цами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать
их четыреста лет", представляет собой яснейшее проро­
чество о народе Израильском, который в> недалеком бу­
дущем был порабощен в Египте. Не то предсказывается
здесь, что народ этот проведет в рабстве под гнетом
египтян все четыреста лет, а то, что это произойдет в
течение данного четырехсотлетнего периода. Как о Фарре,
отце Авраама, сказано: "И было дней жизни Фарры двести
пять лет" (Быт. XI, 32) не потому, что он провел все эти
годы в Харране, а потому, что там они ему исполнились;
так и здесь прибавлено: "И поработят их, и будут угнетать
их четыреста лет" потому, что число это исполнилось во
время самого угнетения, а не потому, что все это время
было проведено в нем. Упоминаются здесь четыреста лет,
конечно, для округления, ибо в действительности их было
несколько больше, — считать ли с того времени, когда
Аврааму давалось это обетование, или с того, когда родился
Исаак, как семя Авраамово, к которому относится пред­
сказание. Ибо, как мы уже сказали выше, от первого
обетования Аврааму, бывшего ему на семьдесят пятом году
жизни, до исхода израильтян из Египта, считается четыреста
тридцать лет; о чем так говорит апостол: "Я говорю то,
что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон,
явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет
так, чтобы обетование потеряло силу" (Гал. III, 17). И
эти четыреста тридцать лет могли быть названы четырь­
мястами, так как их было немногим более; кроме того,
некоторое количество их уже прошло к тому времени, в
которое все это было показано и сказано Аврааму в
видении; а еще более — тогда, когда от столетнего отца
родился Исаак, т. е. спустя двадцать пять лет после первого
обетования. Тогда из упомянутых четырехсот тридцати лет
оставалось только четыреста пять, которые Господь и
назвал четырьмястами.
Что и последующие слова пророчества Божия относятся
к народу Израильскому, в том никто не усомнится. Но
146