Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего
осенит Тебя" (Лук. 1, 34, 35).
А в настоящем случае дано было подобие в животных:
в телице, в козе, в овне и в двух птицах, в горлице и
голубе, чтобы по ним Авраам узнал то будущее, отно­
сительно которого, что оно будет, он не сомневался. Итак,
обозначен ли был телицею народ, поставленный под иго
закона, а козою — тот же народ, имевший согрешить; и
овном — тот же народ, долженствующий потом царствовать
(животные требовались трехлетние на том основании, что
этим выделяются три знаменательные периода: от Адама
до Ноя, от Ноя до Авраама и от последнего до Давида,
который, по отвержении Саула, первым по воле Господа
поставлен был в народе Израильском на царство; и в
этом третьем периоде, от Авраама до Давида, народ этот
вступил как бы в третий возраст, возраст юности); или
же всем этим обозначалось что-нибудь другое, более под­
ходящее: я, во всяком случае, нисколько не сомневаюсь,
что добавлением горлицы и голубя прообразованы были
живущие по духу.
Потому и сказано, что он "только птиц не рассек",
что взаимное разделение имеет место только между плот­
скими, но отнюдь не между духовными. Последние или
вовсе удаляются от хлопотливых житейских сношений с
людьми, как горлица; или живут между людьми же, как
голубь. Та и другая птица, однако же, одинаково чисты
и безвредны: этим и обозначается, что и в самом народе
Израильском, которому должна была быть отдана эта
земля, нераздельно с ним будут пребывать и будущие
сыны обетования и наследники Царства в вечном блажен­
стве. Птицы же, слетающиеся на рассеченные тела, зна­
менуют не нечто доброе, а воздушных духов, ищущих
своего рода пищи для себя в разделениях, происходящих
между плотскими. А что сидел вблизи их Авраам, это
значит, что даже при разделениях между плотскими верные
пребудут справедливыми до конца. А что перед заходом
солнца ужас напал на Авраама и страх, это означает
будущее смятение и великую скорбь неверных перед концом
сего века, о котором Господь сказал в Евангелии: "Тогда
145