Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/144"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и мо­
лодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам, и
положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял
их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама;
и вот, напал на него ужас и мрак велцкий. И сказал
Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами
в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их
четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого
они будут в порабощении; после сего они выйдут с
большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в
мире, и будешь погребен в старости доброй. В четвертом
роде возвратятся они сюда, ибо мера беззаконий Аморреев
доселе еще не наполнилась. Когда зашло солнце, и на­
ступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня
прошли между рассеченными животными. В этот день
заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству
твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой
реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев,
Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и
Иевусеев" (Быт. XV, 9 — 21).
Все это совершилось и было сказано чудесным образом
в видении. Разбирать подробно каждую частность сказан­
ного не входит в задачу настоящего сочинения. Но то,
что входит в эту задачу, мы должны знать. А именно:
если после того, как было сказано, что Авраам поверил
Богу, и это вменилось ему в праведность, он говорит:
"Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть
ею?" (Быт. XV, 8) (ибо ему была обещана эта земля в
наследство), то это не значит, что в нем оскудела вера.
Ибо он не спросил: "Откуда я узнаю?", как бы не веря;
а говорит: "По чему мне узнать", чтобы предмету веры
его представлено было какое-нибудь подобие, по которому
он мог бы понять способ осуществления того, во что
уверовал. Так, например, у Девы Марии не было неверия,
когда она спрашивала: "Как будет это, когда Я мужа не
знаю?" Она была уверена, что это будет; но спрашивала,
каким образом оно будет. И когда спросила, получила
144