Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
великую награду; но он, озабоченный тем, что у него не
было потомства, сказал, что наследником его имеет быть
некий Елиезер, его домочадец. Тогда немедленно обещан
был ему наследником не этот домочадец, а такой, который
должен был произойти от самого Авраама, и при этом
предсказано было потомство, многочисленное уже не как
песок земной, а как звезды небесные (Быт. XV, 4, 5).
Мне кажется, что последним сравнением скорее обещается
потомство, высокое небесным счастьем. Ибо, что касается
множества, то что может быть общего у звезд небесных
с песком земным, кроме разве того, что кто-нибудь назовет
сравнение подходящим настолько, насколько и звезды
небесные не могут быть сосчитаны? Нужно думать, однако,
что их всех и не увидеть. Чем кто более зорко всматри­
вается, тем больше их он и видит. Отсюда естественно
заключить, что некоторые из них невидимы и для самых
зорких, тем более, что известно: есть созвездия, которые
восходят и заходят в другой, отдаленной от нас части
мира. Да и, наконец, хотя некоторые и хвастаются, будто
они определили и описали все общее число звезд, как
Арат, Евод и другие, им подобные, их уверения не имеют
никакого значения перед авторитетом этой книги. Здесь
же высказывается и то знаменитое суждение, которое
упоминает апостол, чтобы показать действие благодати
Божией: "Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это
в праведность" (Быт. XV, 6; Рим. IV, 3; Гал. III, 6), —
высказывается для того, чтобы обрезанные не превоз­
носились и не устраняли необрезанные народы от веры
во Христа. Ибо когда случилось так, что вера Авраама
вменилась ему в праведность, Авраам еще не был обрезан.
Глава XXIV
В том же видении, говоря с Авраамом, Бог сказал ему:

Господь, который вывел тебя из Ура Халдейского,
чтобы дать тебе землю сию во владение" (Быт. XV, 7).
Когда Авраам спросил, как узнать ему, что он будет ее
наследником, "Господь сказал ему: возьми Мне трилетнюю
143