Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
будут разуметь в смысле вечности. Если же это слово они,
подобно нам, поймут в том точном смысле, что начало
будущего века определяется концом века настоящего, то
никакого затруднения не возникнет, ибо израильтяне, хотя
и изгнаны из Иерусалима, все же живут в других городах
земли Ханаанской, и будут там жить до^конца; да если
бы и христиане населяли всю ту землю, то ведь и они

потомство Авраамово.
Глава XXII
Получив это слово обетования, Авраам переселился и
стал жить в другом месте той же страны, у дуба Мам-
рийского, который был в Хевроне. Потом, когда пять
царей вели войну против четырех, и когда в этой войне
неприятели победили было содомлян и увели в плен Лота,
Авраам, взяв с собою триста восемнадцать своих домо­
чадцев, освободил его из плена, даровал победу Содомским
царям и не захотел ничего из добычи, предложенной ему
царем, для которого он одержал победу. Но зато он
получил тогда открыто благословение от Мелхиседека,
который был священником Бога вышнего (Быт. XIV, 1

20). Об этом много написано в послании "К Евреям",
которое считается творением апостола Павла, хотя неко­
торыми и не признается за таковое. В этом случае впервые
объявилось о жертве, которую в настоящее время христиане
приносят Богу по всему миру, и исполнилось то, что
гораздо позже этого события было сказано через пророка
Христу, имевшему прийти во плоти: "Ты священник вовек
по чину Мелхиседека" (Пс. CIX, 4). Не по чину, то есть,
Аарона, ибо чин Аарона должен был уничтожиться, коль
скоро явились сами предметы, которые преднамечались
теми тенями.
Глава XXIII
В то же время, в видении, было слово Господа к
Аврааму. Господь обещал ему покровительство и весьма
142