Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое;
и будешь ты в благословение. Я благословлю благослов­
ляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благосло­
вятся в тебе все племена земные" (Быт. XII, 1 — 3).
Заслуживают внимания два предмета, обещанные Аврааму:
первый — это то, что семя его получит во владение
землю Ханаанскую, на что указывается словами: "Пойди
из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего,
в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя
великий народ"; другой — гораздо превосходнее, и касается
не телесного, а духовного семени, по которому Авраам
есть отец не одного только народа Израильского, а всех
народов, идущих по следам его веры. Обещание последнего
начинается со слов: "И благословятся в тебе все племена
земные".
По мнению Евсевия, обетование это было дано на
семьдесят пятом году жизни Авраама, ибо как бы вслед
за этим изречением Авраам вышел из Харрана: потому
что нельзя допустить противоречия Писанию, в котором
говорится: "Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел
из Харрана" (Быт. XII, 4). Но если обетование было
изречено в этом году, то Авраам, во всяком случае, жил
уже с отцом своим в Харране. Не мог бы он из него
выйти, если бы не жил в нем. Не заключается ли
противоречия этому в словах Стефана: "Бог славы явился
отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения
его в Харран"? Нужно представлять дело так, что все
совершилось в течение одного и того же года, т. е. и
обетование Божие Аврааму до поселения его в Харране,
и поселение Авраама в Харране, и выход его оттуда. Это
не только потому, что Евсевий в хронике начинает счет
с года этого обетования и показывает, что исход из Египта,
когда был дан закон, совершился спустя четыреста тридцать
лет; но и потому, что об этом упоминает и апостол Павел
(Гал. III, 17).
137