Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/136"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Халдеи и поселился в Харране. Также точно и последу­
ющими словами: "А оттуда, по смерти отца его, переселил
его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете", Стефан
не утверждает, что он вышел из Харрана после того, как
умер его отец, а говорит, что Бог переселил его оттуда
после того, как умер отец его.
Нужно понимать все это так: Бог говорил Аврааму,
когда он был в Месопотамии и еще не поселился в
Харране; но Авраам, сохранив в себе заповедь Божию,
пришел с отцом в Харран, и вышел из него на семьдесят
пятом году своей жизни и на сто сорок пятом году жизни
отца. Поселение же его в земле Ханаанской, а не выход
из Харрана, Стефан представляет совершившимся после
смерти его отца, потому что отец его уже умер, когда он
купил землю и сделался там собственником. А что тотчас
по переходе в Месопотамию, т. е . вслед за выходом из
земли Халдейской, Бог говорит: "Пойди из земли твоей,
от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую
Я укажу тебе", то это говорится не в том смысле, чтобы
он вышел оттуда телом, что он сделал бы непременно, а
в том, чтобы оторвался душой. Он не вышел бы оттуда
душой, если бы питал надежду и желание возвратиться.
Эту надежду и это желание Божиим повелением и Божией
помощью, а его повиновением, и надлежало отсечь. Нет
ничего невероятного и в предположении, что уже после
того, когда Нахор последовал за отцом своим, Авраам
исполнил заповедь Божию, вышел из Харрана с Саррой,
женою своей, и с Лотом, сыном своего брата.
Глава XVI
Теперь рассмотрим обетования Божий, высказанные
Аврааму. С них начинаются более ясные изречения Бога
нашего, т. е. Бога истинного, относительно народа бла­
гочестивых, о котором предвозвестили пророчества. Первое
из них читается так: "И сказал Господь Авраму: пойди
из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего,
в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя
136