Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/135"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
один? Очевидно, что рассказ возвращается к событиям,
произошедшим ранее. Так и здесь, хотя и было сказано:
"И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер
Фарра в Харране"; но Писание затем, возвращаясь к тому,
что было опущено прежде, говорит: "И сказал Господь
Авраму: пойди из земли твоей", и т. д. А после этих слов
Божиих прибавляется: "И пошел Аврам, как сказал ему
Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти
лет, когда вышел из Харрана". Это совершилось, следо­
вательно, тогда, когда отцу его шел сто сорок пятый год,
потому что тогда ему самому шел семьдесят пятый. Ре­
шается этот вопрос и иначе: семьдесят пятый год жизни
Авраама, на котором он вышел из Харрана, считается не
с момента рождения, а с того времени, когда он был
спасен от огня халдейского, ибо именно это время сле­
довало бы преимущественнее считать за время его рож­
дения*.
Но блаженный Стефан, рассказывая об этом в Деяниях
апостольских, говорит: "Бог славы явился отцу нашему
Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего
и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу
тебе" (Деян. VII, 2, 3). По этим словам Стефана, Бог
говорил Аврааму не после смерти отца его, который,
несомненно, умер в Харране, где с ним жил и сын его,
а прежде, чем он поселился в этом городе, хотя уже после
того, как был в Месопотамии. Он уже вышел из Халдеи:
следовательно, дальнейшие слова Стефана: "Тогда он вышел
из земли Халдейской и поселился в Харране" не служат
указанием на то, что совершилось после того, как говорил
ему Бог (ибо он не после этих слов Божиих вышел из
земли Халдейской, так как, по словам Стефана, Бог гово­
рил ему, когда он был в Месопотамии), но относятся
ко всему тому времени, которое он обозначает словом
"тогда", т. е. ко времени после того, как он вышел из
* Такое решение предлагал Иероним, основывая его на предании
евреев, будто Авраам, не желавший поклоняться огню, был брошен
и огонь халдеями, но был спасен Господом.
135