Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/134"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
бы неизвестным: потому что не говорится, на каком году
своей жизни он пришел в Харран. Между тем, было бы
несообразностью полагать, чтобы в этом порядке поко­
лений, в котором столь тщательно показывается, сколько
каждый прожил лет, не было упомянуто число лет, про­
житых одним только Фаррой. Если года некоторых, упо­
минаемых Писанием, умалчиваются, то это только таких,
которые не входят в этот порядок. Этот же порядок,
ведущийся от Адама до Ноя, а от последнего — к Аврааму,
не содержит никого без указания прожитых им лет.
Глава XV
А что уже после того, как упомянуто о смерти Фарры,
написано: "И сказал Господь Авраму: пойди из земли
твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю,
которую Я укажу тебе" (Быт. XII, 1), то это еще не
означает, что события следовали именно в том порядке,
в каком они представлены в книге. Будь это так, возник
бы неразрешимый вопрос, ибо после слов Божиих, ска­
занных Аврааму, в Писании читаем: "И пошел Аврам,
как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был
семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана" (Быт. XII,
4). Как это могло быть, если Авраам вышел из Харрана
после смерти своего отца? Выше было сказано, что Фарре
было семьдесят лет, когда он родил Авраама; таким
образом, к моменту выхода Авраама из Харрана ему должно
было бы исполниться сто сорок пять лет.
Значит, он покинул Харран не после смерти отца, а
на сто сорок пятом году его жизни; Писание же, по
обыкновению своему вернувшись назад, рассказало об этом
событии уже после сообщения о смерти Фарры. Это
подобно тому, как и выше, говоря о сыновьях Ноя, было
сказано, что они жили по племенам своим и языкам
своим (Быт. X, 31), а потом, как-будто это следовало в
хронологическом порядке, говорится: "На всей земле был
один язык и одно наречие" (Быт. XI, I). Каким же
образом они жили по языкам своим, когда язык был
134