Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
иным (Нав. XXIV, 2); причем остальные потомки Евера
мало-помалу усвоили иные языки и примкнули к другим
народам. Таким образом, как при гибельном разливе вод
сохранился для восстановления рода человеческого только
дом Ноя, так и при гибельном разливе множества суеверий
по всему миру сохранился один дом Фарры, в котором
сберегся саженец фада Божия. И потом, как там, по
исчислении рождений вместе с годами до Ноя и по
изложении причины потопа, прежде чем Бог начинает
говорить Ною о построении ковчега, говорится: "Вот житие
Ноя" (Быт. VI, 9); так и здесь, по исчислении рождений
от того сына Ноева, который назывался Симом, до Авраама,
подобным же образом вводится особый пункт, в котором
говорится: "Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама,
Нахора и Арана. Аран родил Лота. И умер Аран при
Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре
Халдейском. Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены
Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дрчь
Арана" (Быт. XI, 27 — 29). Этот Аран, отец Милки, был
отцом и Иски, которая считается Сарою, женою Аврама.
Глава XIII
Далее рассказывается, как Фарра со своим семейством
оставил страну халдеев, пришел в Месопотамию и посе­
лился в Харране. Но при этом умалчивается об одном
сыне его, который назывался Нахором, так, как-будто он
не взял его с собою. Рассказ таков: "И взял Фарра Аврама,
сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару,
невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с
ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую:
но, дошедши до Харрана, они остановились там" (Быт.
XI, 31). Здесь вовсе не упоминаются ни Нахор, ни жена
его Милка. Но после, когда Авраам посылал раба своего
взять жену своему сыну Исааку, читаем следующее: "И
взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов,
и пошел. В руках у него были также всякие сокровища
господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город
132