Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
позже своего брата Иоктана, и двенадцать сыновей этого
Иоктана имели в то время уже такие большие семейства,
что последние могли быть разделены на свои особые
языки. Позднейший по времени мог быть упомянут первым
также точно, как из трех сыновей Ноевых первыми упо­
мянуты потомки Иафета, который был самым младшим;
затем — сыновья Хама, который был средним; наконец,
сыновья Сима, который был первым и самым старшим.
Имена же этих народов отчасти сохранились, так что и
в настоящее время видно, откуда они произошли: как
ассирийцы от Ассура, евреи от Евера; отчасти же изме­
нились от давности до такой степени, что ученейшие
исследователи древности в состоянии разгадать по ним
происхождение не всех, а лишь некоторых народов. Так,
например, по звучанию слов трудно догадаться, что егип­
тяне, как утверждают, произошли от сына Хамова, который
назывался Мицраим; равно и то, что эфиопы принадлежат
будто бы к племени того сына Хамова, который носил
имя Хуш. Также точно, если рассмотреть и все вообще
имена, более окажется измененных, чем удержавшихся.
Глава XII
Проследим теперь судьбы града Божия с той эпохи,
которая начинается с праотца Авраама, с которой он
становится более известным и когда даются яснейшие
обетования, которые мы видим в настоящее время испол­
нившимися во Христе. Из указаний священного Писания
мы узнаем, что Авраам родился в стране Халдейской (Быт.
XI, 28), в области, принадлежавшей к царству Ассирий­
скому. У халдеев в то время, как и у остальных народов,
уже приобрели весьма большую силу нечестивые суеверия.
Был только один дом Фарры, от которого родился Авраам,
в котором сохранилось почитание единого истинного Бога
и в котором одном, по всей вероятности, сохранился и
язык еврейский; хотя и этот дом, как впоследствии, только
более открыто, народ Божий в Египте, служил в Месо­
потамии, как это видно из слов Иисуса Навина, богам
131