Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Возникает еще сомнение относительно того, как могли
образовать отдельные народы Евер и сын его Фалек, если
у того и другого сохранился один язык. Действительно,
существовал только один род еврейский от Евера до
Авраама, и от него далее, пока не образовался великий
народ Израильский. На каком основании считаются обра­
зовавшими отдельные народы все потомки трех сыновей
Ноя, если Евер и Фалек особых народов не образовали?
Чтобы удержать число семидесяти двух народов и языков,
можно с значительной долей вероятности предположить,
что известный исполин Нимрод и сам образовал свой
особый народ, но упомянут отдельно, как выделившийся
из ряда других преимуществами власти и телесной силой.
Фалек же упомянут не потому, чтобы образовал народ
(род и язык его — род и язык еврейский), а потому, что
замечательно было его время, так как в его дни разделилась
земля. Не должен также затруднять нас и вопрос о том,
каким образом мог исполин Нимрод дожить до того
времени, когда был построен Вавилон, совершилось сме­
шение языков и, вследствие его, разделение народов. Из
того, что Евер был шестым от Ноя, а он — четвертым,
не следует, что они оба не могли дожить до одного и
того же времени. Так случилось, если дольше жили в тех
поколениях, где было меньше рождений, и меньше в тех,
где рождений больше; или рождались позже, где меньше,
и раньше, где больше. Нужно представлять дело так, что
в то время, когда разделилась земля, не только уже были
рождены все те сыновья детей Ноевых, которые упоми­
наются как родоначальники народов, но и были они уже
в таком возрасте, что имели многочисленные семейства,
заслуживавшие название народов.
Поэтому отнюдь не следует думать, что они были
рождены именно в том порядке, в каком упоминаются.
Иначе, как бы могли образовать уже народы двенадцать
сыновей Иоктана, другого сына Еверова, Фалекова брата,
если Иоктан был рожден после брата своего Фалека, как
после него он упоминается, когда земля разделилась в то
время, когда родился Фалек? Нужно представлять дело
так, что хотя Фалек и назван первым, но родился гораздо
130