Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тридцать лет, родил Салу. Столько же лет имел и Сала,
когда родил Евера. Еверу было сто тридцать четыре года,
когда он родил Фалека, при жизни которого разделилась
земля. Сам Фалек жил сто тридцать лет, и родил Рагава;
а Лгав — сто тридцать два, и родил Серуха; Серух —
сто тридцать, и родил Нахора; Нахор — семьдесят девять,
и родил Фарру; Фарра же семьдесят, и родил Аврама,
которого Бог переименовал потом в Авраама. Таким обра­
зом, по изданию общеупотребительному, т. е. Семидесяти
толковников, от потопа до Авраама прошло тысяча семь­
десят два года. По еврейским же кодексам, говорят,
оказывается гораздо меньше; но счет их или не представ­
ляют вовсе, или представляют, но очень запутанный.
Но ища град Божий в среде упомянутых семидесяти
двух народов, мы не находим оснований утверждать, чтобы
в то время, когда у них был один язык, род человеческий
уклонился от почитания истинного Бога до такой степени,
чтобы истинное благочестие сохранялось только в тех
поколениях, которые нисходят от семени Сима через
Арфаксада и идут до Авраама. Только в гордом притязании
построить башню до неба, признаке нечестивого превоз­
ношения, обнаружился (земной) град, т. е. общество не­
честивых. Не существовало ли его вовсе до того времени,
или оно скрывалось, или было и то и другое: благочестивое

в лице двух сыновей Ноя, которые получили благос­
ловение, и их потомков, а нечестивое — в лице проклятого
и племени его, из которого вышел исполин, ловец против
Господа, — разобрать трудно.
Возможно, да это и гораздо вероятнее, что и между
сыновьями первых двух, еще прежде образования Вави­
лонии, появлялись уже хулители Бога, а между сыновьями
Хама — Его почитатели; нужно полагать, что в людях
того и другого рода никогда на земле недостатка не было.
Хотя и говорится: "Все уклонились, сделались равно не­
потребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс.
LII, 4; Пс. XIII, 3), но в обоих псалмах, в которых
находятся эти слова, читается и следующее: "Неужели не
вразумляются делающие беззаконие, съедающие народ Мой,
как едят хлеб?" Следовательно, был и в то время народ
5 3ак. 3601
127