Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/126"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
прежде замечание, чтобы пояснить, почему об одном из
сыновей Евера сказано: "Имя одному: Фалек, потому что
во дни его земля разделена" (Быт. X, 25). Что иное следует
разуметь под разделением земли, как не разделение пос­
редством различия языков?
Итак, опустив других сыновей Сима, не относящихся
к делу, писатель приводит рождения тех, через которых
он мог дойти до Авраама; точно так, как до потопа
приводились те, через которых можно было дойти до Ноя
рядом рождений от того сына Адамова, который назван
был Сифом. Ряд этих рождений начинается так: "Вот
родословие Сима: Сим был ста лет, и родил Арфаксада,
чрез два года после потопа. По рождении Арфаксада, Сим
жил пятьсот лет, и родил сынов и дочерей" (Быт. XI, 10,
11). Подобным же образом писатель говорит и о других,
показывая, на котором году своей жизни каждый из них
родил сына, принадлежащего к тому ряду рождений, ко­
торый тянется до Авраама, и сколько лет жил после того,
и замечая, что он родил сынов и дочерей. Последнее
делается с той целью, чтобы дать нам понять, откуда
могли образоваться народы, дабы, занимаясь немногими
упомянутыми людьми, мы как дети не пришли в недо­
умение, каким образом племя Симово могло наполнить
такие обширные области и царства, особенно же царство
Ассирийское, откуда знаменитый Нин, бывший повсюду
победителем, управлял с необыкновенным счастьем наро­
дами Востока и упрочил за своими потомками обширней­
шее и сильнейшее царство, долгое время продолжавшее
свое существование.
Но чтобы не задерживаться на этом предмете более,
чем нужно, мы не будем говорить о том, сколько лет
жил каждый в этом ряду поколений, а полагаем упомянуть
в этом порядке лишь о том, на каком году своей жизни
он родил сына, чтобы сосчитать таким образом количество
лет от окончания потопа до Авраама, и в связи с тем,
над чем нужно остановиться, коснуться коротко и бегло
остального. Итак, во второй год после потопа Сим, будучи
ста лет, родил Арфаксада, Арфаксад же, будучи ста тридцати
пяти лет, родил Каинана; последний, когда ему было сто
126