Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/125"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
среди свода небесного и что мир имеет в ней в одно и
то же время и самое низшее, и срединное место. Из этого
они заключают, что и другая сторона земли, которая
находится внизу, не может не служить местом человеческого
обитания. Они не принимают в соображение, что, хотя
бы и возможно было допустить или даже как-либо доказать,
что фигура мира шарообразна и кругла, из этого еще не
следует, что та часть земли свободна от воды; да если
даже была бы и свободна, из этого отнюдь не следует,
что там живут люди. Ибо никоим образом не может
обманывать то Писание, которое удостоверяет действи­
тельность рассказываемых им событий прошлого испол­
нением на деле его предсказаний; а между тем, было бы
крайней несообразностью утверждать, что люди могли,
переплыв безмерные пространства океана, перейти из этой
части земли в ту, и таким образом положить и там начало
роду человеческому от того же одного первого человека.
Поэтому будем искать, если можем найти, в среде тех
человеческих народов, которые представляются разделен­
ными на семьдесят два племени и семьдесят два языка,
этот странствующий на земле град Божий, который доведен
до потопа и ковчега и дальнейшее существование которого
в сыновьях Ноя указывается благословением их, особенно
в лице самого старшего, называвшегося Симом: потому
что и Иафет был благословен селиться в шатрах того же
своего брата.
Глава X
Итак, нужно следить за порядком рождений от Сима.
Этот порядок послужит указанием града Божия после
потопа, как служит указанием его до потопа ряд рождений
от того, который был назван Сифом. Поэтому-то божес­
твенное Писание после того, как указало град земной в
Вавилоне, т. е . в смешении, как бы повторяясь, снова
возвращается к Симу, и ведет от него ряд рождений до
Авраама, упоминая и скольких кто был лет, когда родил
сына, принадлежащего к этому ряду, и сколько всего
прожил. На этот раз уместно сделать обещанное мною
125