Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/124"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
отрицать, что они ведут начало свое от одного первого;
так необходимо и признать, что от одного и того же
первого отца всех ведут свой корень и все народы, которые
своими телесными особенностями представляются как бы
уклонившимися от обычного хода природы, которого дер­
жится большая часть, почти все (если твлько правда то,
что рассказывается об особенностях тех народов и о таком
различии между ними и нами).
Ведь если бы мы и об обезьянах, мартышках и сфингах
не знали, что они не люди, а бессловесные животные, то
те историки могли бы, гордясь своим знанием диковинок,
безнаказанно представлять их нам как какие-нибудь роды
людей. Но если те люди, о которых пишут такие удиви­
тельные вещи, действительно люди; то что было бы
удивительного, если бы Бог захотел сотворить такими
некоторые народы для того, чтобы, если и между нами
окажутся родившимися от людей уроды, мы не подумали,
будто погрешила Его мудрость, подобно искусству како­
го-нибудь не слишком искусного художника? Итак, нам
не должно казаться несообразностью, что как в среде тех
или других отдельно взятых народов обнаруживаются не­
которые человеческие уродства, так и в целом человеческом
роде есть известные народные уродства. Поэтому, чтобы
закрыть этот вопрос без торопливости и с осмотритель­
ностью (скажем так): или того, что пишется в этом роде
о каких-либо народах, вовсе нет; или, если есть, то народы
эти не суть люди; или, если и они — люди, то происходят,
конечно же, от Адама.
Глава IX
Тому же, что рассказывают, будто существуют антиподы,
т. е. будто на противоположной стороне земли, где солнце
восходит в ту пору, когда у нас заходит, люди ходят в
противоположном нашим ногам направлении, нет никакого
основания верить. Утверждающие это не ссылаются на
какие-нибудь исторические сведения, а высказывают как
предположение, основанное на том, что земля держится
124