Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/123"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Но чем объясняем мы чудовищные роды людей, тем
может быть объяснено и происхождение некоторых чудо­
вищных народов. Творец всех Бог, Который сам знает
где, когда и что надлежит или надлежало сотворить, ведая,
сходством или несходством каких частей Он образует
красоту целого; тот же, кто окинуть взором целого не
может, поражается кажущимся безобразием части; потому
что не знает, с чем она сообразована и к чему относится.
Мы знаем, что люди рождаются более чем с пятью
пальцами на руках и ногах. Отклонение (от нормы) в
этом, конечно, менее значительно, чем в вышеприведенных
случаях. Но, вероятно, не найдется такого безумца, который
подумал бы, что Творец ошибся в счете людских пальцев,
хотя бы он и не знал, с какою целью Он это сделал.
Также точно, хотя бы оказалось и большое отклонение,
знает об этом Тот, Кто творил, делам Которого никто не
может сделать справедливого упрека.
В Гиппоне Диарритском живет человек, имеющий сер­
пообразные ступни, и на них только по два пальца;
подобные же имеет он и руки. Если бы нашелся какой-
нибудь подобный народ, он сделался бы предметом дико­
винной и удивительной истории. Но станем ли мы на
этом основании отрицать, что он произошел от того
одного, который создан был первым? Хотя и слишком
редко встречаются, но трудно предположить, чтобы вре­
менами не встречались андрогины, которых называют еще
гермафродитами, у которых особенности того и другого
пола обнаруживаются с такой очевидностью, что трудно
решить, по какому полу следует их именовать. В обычай
вошло, впрочем, давать им имя по мужескому полу: никто
и никогда не называл такого "андрогина" или "гермаф­
родита". Много лет назад на Востоке родился человек,
раздвоенный в верхних членах и обыкновенный в нижних.
У него было две головы, две груди, четыре руки, а живот
один и ноги две, как у одного человека; и жил он так
долго, что молва привлекла поглазеть на него множество
народа. Да кто в состоянии припомнить все рождения
людей, весьма непохожих на тех, от кого они родились?
Следовательно, как относительно этих рождений нельзя
123