Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава VIII
Спрашивают, далее, возможно ли, что от сыновей Ноя,
или даже от того человека, от которого и они получили
свое существование, произошли некоторые чудовищные
породы людей, о которых рассказывает язмческая история?
Говорят, например, будто некоторые имеют один глаз
посредине лба; у некоторых ступни обращены назад; другие
имеют природу обоих полов: правую грудь имеют мужскую,
левую — женскую, и поочередно сообщаясь, и оплодот­
воряют, и рождают; у иных нет рта, а поддерживают они
жизнь только посредством дыхания через ноздри; некоторые
имеют рост вышиною в локоть, и греки называют их, от
названия локтя, пигмеями; иные женщины зачинают в
пятилетнем возрасте и не живут дольше восьми лет.
Рассказывают также, будто есть народ, который имеет
ноги, состоящие из одних голеней, колен не сгибает, и
отличается удивительной быстротою: их называют скио-
подами, потому что в летнее время, лежа навзничь на
земле, они прикрывают себя тенью от ног; некоторые, не
имея шеи, имеют глаза в плечах. Есть будто и другие
породы людей, или якобы людей, мозаичные изображения
которых, заимствованные из книг, содержащих рассказы
о разного рода диковинках, находятся на приморской
улице в Карфагене. А что сказать о кинокефалах, собачья
голова которых и лай скорее выдают их за животных, чем
за людей? Нет, впрочем, необходимости верить, чтобы
существовали действительно все роды людей, о которых
говорят, будто они существуют. Но какой бы и где бы
ни родился человек, т. е . животное разумное и смертное,
то, какой бы ни имел он непривычный для наших чувств
телесный вид, цвет, движение, голос, или как бы ни
отличался силой, или какой-либо частью тела, или каким
бы то ни было свойством природы, никто из верующих
не усомнится, что он ведет начало свое от того одного
первосозданного человека. Очевидно, однако же, что при­
рода удерживает что-нибудь в большем числе, а что-нибудь
по самой редкости своей будет удивительным.
122