Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
два народа и столько же языков. Народы эти, разрастаясь,
наполнили и острова. Число народов, впрочем, значительно
превысило число языков. Мы знаем в Африке очень много
варварских народов, говорящих на одном языке. А что
люди, с размножением рода человеческого, могли посред­
ством судоходства переселиться жить и на острова, кто в
этом станет сомневаться?
Глава VII
Но возникает вопрос относительно разного рода бес­
словесных животных, которые не составляют предмет за­
ботливости человеческой и не рождаются из земли, как
лягушки, а размножаются только посредством совокупления
самца и самки, каковы волки и другие того же рода:
каким образом могли они после потопа, которым было
уничтожено все, не бывшее в ковчеге, появиться даже на
островах, если порода их была восстановлена именно теми,
которые сохранились в ковчеге? Можно, конечно, думать,
что они переплыли на острова, но это разве только на
ближайшие. А между тем, есть острова, находящиеся на
таком большом расстоянии от материков, что до них
никакие животные доплыть не могли. Нет ничего неве­
роятного и в том предположении, что люди из страсти к
охоте, поймав их, перевезли с собою и, таким образом,
развели их породы в тех местах, где жили сами; хотя
нельзя отрицать, что они могли быть перенесены по
велению или соизволению Божию и ангелами. Но если
они родились из земли соответственно своему первона­
чальному происхождению, когда Бог сказал: "Да произведет
земля душу живую" (Быт. I, 24), то из этого станет еще
очевиднее, что в ковчеге были всякие роды животных не
столько для восстановления их пород, сколько для таинс­
твенного преобразования различных народов в Церкви,
так как на островах, куда животные перейти не могли,
многие из них были произведены землею.
121