Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
судительны, но и похвальны. Ибо воля присуща всем им;
более того, все они суть не что иное, как воля. Ведь что
такое страстное желание и радость, как не воля, сочув­
ствующая тому, чего мы хотим? И что такое страх и
печаль, как не та же воля, не сочувствующая тому, чего
мы не хотим? Если мы сочувствуем, стремясь к тому,
чего хотим, — это называется страстным желанием; если
же сочувствуем, пользуясь тем, чего хотим, — радостью.
Также точно, если мы не сочувствуем тому, чего не хотим,
чтобы оно случилось, такая воля есть страх; а если не
сочувствуем тому, что случилось против нашего желания,
такая воля есть печаль. Вообще по различию предметов,
к которым мы стремимся или которых избегаем, то на­
сколько они привлекают или отталкивают волю человека,
настолько и расположения меняются и обращаются в те
или иные. Поэтому человеку, живущему по Богу, а не по
человеку, надлежит быть любителем добра, и, следователь­
но, ненавидеть зло. Но так как никто не зол по природе,
а если зол, то вследствие порока, то живущий по Богу
должен иметь правильную ненависть к злу. Он не должен
ради порока ненавидеть человека, равно как не должен и
любить порок ради человека. Но должен он порок нена­
видеть, а человека —любить. Когда же последует исцеление
от порока, тогда останется лишь то, что он должен любить,
и ничего не останется от того, что он должен ненавидеть.
Глава VII
Кто поставил для себя правилом любить Бога, и не
по человеку, но по Богу любить ближнего, как самого
себя, тот за эту любовь называется человеком, имеющим
благую волю. Чаще это чувство называется в священном
Писании caritas*; но называется оно и просто любовью
(amor). Апостол, например, говорит, что тому, кого он
* Caritas — любовь в тому, что выше (например, к родителям,
к отечеству, к Богу), основанная на чувстве глубокого уважения.
Amor — любовь между равными (братская, супружеская и т. д.).
12