Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/119"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
сам град был осмотрен, сколько Бог дал ему видеть Себя,
когда показал, до какой степени он Ему неугоден. Можно,
впрочем, понимать это выражение и так: Бог сошел к
упомянутому граду потому, что сошли к нему ангелы, в
которых Он обитает; так что последующие слова: "И
сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык", и
т. д . вплоть до слов: "Сойдем же, и смешаем там язык
их", представляет собою повторение сказанного с указанием
на частности упомянутого сошествия Господа. Ведь если
Господь уже сошел, то какой смысл имеет выражение:
"Сойдем же" (разумея, что это сказано ангелами), как не
тот, что сошел через ангелов Тот, Кто присутствовал в
сходивших ангелах? Он не говорит: "Придите, и, сойдя,
смешайте", но: "Сойдем же, и смешаем"; этим прекрасно
показывается, что Он так действует через Своих служителей,
что и они являются соработниками Божиими, как говорит
апостол: "Ибо мы соработники у Бога" (I Кор. III, 9).
Глава VI
Можно было бы и в словах, сказанных при сотворении
человека: "Сотворим человека" (Быт. I, 26), видеть указание
на ангелов: потому что Бог не сказал: "Сотворю". Но так
как далее следует "по образу Нашему" (представлять же,
что человек создан по образу ангелов, или что образ
ангельский и Божий один и тот же, невозможно), то
совершенно правильно разумеется в том месте множест­
венность Троицы. Поелику же Троица эта есть единый
Бог, то после слова "сотворим" Писание говорит: "И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию"
(Быт. I, 27), а не сказано "сотворили боги" или "по
образу богов". Можно было бы и в рассматриваемом месте
разуметь ту же Троицу, как-будто бы это Отец говорил
Сыну и Духу Святому: "Сойдем же, и смешаем там язык
их", если бы что-нибудь мешало нам разуметь здесь
ангелов. Но скорее им прилично приходить к Богу святыми
движениями, т. е. благочестивыми помышлениями, пос­
редством которых они вопрошают неизменную Истину,
119